воскресенье, 11 ноября 2012

Паж Мечей (Бальзак), III квадра
1 функция (опора) - субъектная интуиция. Целостность внутренней ситуации. Целостность самого себя. Опора на внутренний целостный мир, который с внешним объективным миром вообще мало как соотносится. Также как и у Есенина это опора на пустоту, ибо для внешнего наблюдателя мир Бальзака просто отсутствует. Его какбы нет для внешнего наблюдателя. Он сам скорее является непрерывным наблюдателем этого внешнего мира. Его безмолвным свидетелем. Если у Есенина такая предельная интровертность компенсируется творческой этикой эмоций, что собственно выталкивает его в люди и тем самым привязывает к внешнему миру. То Бальзаковская сильная логика (2ф) наоборот позволяет ему выстроить любую концептуальную защитную конструкцию, отгораживающую его от внешнего мира, чтобы ничто не тревожило его внутренний покой и гармонию. Внешне это зачастую выглядит как то, что человек находится в постоянной медитации и созерцании — физическое тело почти отсутствует и только умные глаза смотрят вовне из каких-то неведомых глубин. Человек не от мира сего… Отсюда же предельный минимализм во внешних проявлениях. Поэтому и архетип Пажа, ибо ему почти ничего не надо от внешнего мира. Потенциально это выливается в предельный аутизм. Фирменная Бальзаковская забальзамированность, которая обычно начинает происходить с возрастом — энергии становится меньше, происходит автоматическое сворачивание активности и консервация в первой функции. Мумификация при жизни. Архетипически это тренд в сторону Будды, который словил ништяк своей внутренней целостности, нашел ход в нирвану и устроился под деревом созерцать поток реальности, растворяясь в нем. В современных условиях Бальзак обычно заканчивает свой бальзамический путь созерцая экран компьютера, наблюдая информационный поток знаковой реальности, который в его уютную норку проводит местный интернет-провайдер.
читать дальше
2 функция (творческая) - объектная логика. Логика фактов. Творчество в работе с информацией (комбинирование знаков). Опора на пустоту (1ф) позволяет Бальзаку оперировать с информацией на весьма высоких скоростях. Порой кажется что он извлекает новую информацию из воздуха — из пустоты, из внутреннего субъективного мира (1ф), который не виден внешнему наблюдателю. Что делает его непревзойденным аналитиком. Медитативная созерцательность позволяет ему наблюдать и анализировать этот мир какбы извне, отстраненно и неспешно. Изучать структуру устройства этой реальности и находить в ней различные недокументированные возможности, малозаметные для других людей, которые активно погружены в само протекание процесса жизни. Это качество делает его метафизическим хакером социальной матрицы. Но если его зеркальное отражение — Джек, является хакером, который действует и самим проникновением со взломом на запрещенную территорию повышает себе самооценку, то Бальзак обычно довольствуется ролью теоретика, получающего кайф самоудовлетворительного свойства от собственных интеллектуальных находок. Образ Пажа Мечей — это оружейник-алхимик, который сидит в своем темном подвале изобретая и совершенствуя оружие. Обычно арсенал у него очень богатый, но не пользоваться им, не продавать его он сам не умеет. Как правило он ждет когда кто-нибудь прийдет и купит у него что-нибудь из его арсенала. Очень редко такой ТИМ выбирается на белый свет (открытый социум) и сам начинает применять свое оружие. Тогда как правило он становится запредельно богатым челом (Баффет, Билл Гейтс, Мавроди и пр.), потому что выстраивать сложные манипуляции (спекуляции) в финансово-знаковой сфере — это для него как воздухом дышать. При этом внешне он остается таким же консервативным минималистом-аутистом. Ходит как Мавродич в одних и тех же трениках или как Баффет сидит всю жизнь в Омахе (американский мухосранск), живет в одном и том же старом доме (деревянной хибаре 1957г.) и питается в одной и той же соседней забегаловке (а чтобы она никуда не исчезала он купил всю эту сеть фаст-фуда).
3 функция субъектная этика (самооценка) - субъективная этика. Мое отношение к людям. Если отношение неправильное или плохое, то самооценка падает. Специфика такой 3функции приводит к тому, что Бальзака колбасит между полюсами безудержной романтики и жесточайшего цинизма. Любить людей хорошо, но когда они далеко, ибо при ближайшем рассмотрении они зачастую оказываются совсем не такими «белыми и пушистыми», какими их для себя видит Бальзак из бесконечных глубин своей внутренней вселенной (1ф). Поэтому после близкого контакта с людьми и «обжигания» своей самооценки об несовершенство человеческого материала Бальзак набирает дистанцию и защищается с помощью цинизма, выстраивая защиту с помощью сильного интеллекта (2ф) — создавая объяснительную концепцию, почему внешней мир недостоин его любви. Он благородно обижено удаляется в свой темный подвал шлифовать оружейные приблуды. Но тем самым перекрывает себе вентиль на энергопроводе. Через какое то время поток энергии совсем истощается и его неосознанно вновь начинает тянуть к людям, чтобы от них подзарядится (покушать энергии нахаляву). Снова выстраивается романтическая установка (я люблю людей), которая через какое-то время при соприкосновении с реальность вновь разрушается. Снова цинизм и далее по списку. Такой маятник самооценки, регулирующий динамику поведения данного ТИМа. Поэтому предельный консерватизм в отношениях — если отношения сложились, то Бальзак цепляется за них и изо всех сил старается чтобы ничего в этом месте не менялось.
4 функция (суггестивная) - объектная сенсорика. Силовая сенсорика. Бальзак хочет силы, но совершенно не в курсе что это такое. Сенсорная реальность ему недоступна в ощущениях. Он видит ее проявления, он знает о ее существовании (на уровне абстрактных языковых символов), но она недоступна ему в переживаниях. Он хочет Власти и Силы, но не ощущает что это за такое качество реальности. Поэтому он пишет сказки о силе или тексты о метафизике власти, погружаясь в свои мечты и фантазии об этой самой власти, которые в свою очередь вдохновляют его на разработку новых видов оружия (2ф), которые ему пригодятся когда он доберется до власти (как он думает). В результате он создает мощнейшие уникальные мечи и булавы, которые сам поднять не в силах… Эта та энергия, потребность в которой заставляет его выбираться из своего комфортного аутизма и идти в люди, ибо ему кажется что сила и возможности у других. Что раз он не может ощутить что такое сила, то он может найти человека, который этой силой обладает и через этого человека получить доступ непосредственно к силовой энергии. Архетипически это образ мудрого советника при Короле (самый мудрый это Шут). У Короля есть власть, а у Пажа Мечей есть знания и технологии, которые он воплощает в реальность, пользуясь энергией Короля.
остальное здесьЦитаты, качественно и красиво раскрывающие мироощущение Пажа Мечей:На самом деле слова «прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.
Публика была самая разношерстная, но больше всего было, как это обычно случается в истории человечества, свинорылых спекулянтов и дорого одетых блядей.
…он с грустью подумал, что Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца – хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца.
читать дальше
По долгому опыту общения с солдатней я знал, что бесстыжее обсуждение интимных сторон жизни в низших классах общества выполняет примерно ту же функцию, что разговор о погоде в высших.
Я подумал о том, насколько безысходна судьба художника в этом мире. Эта мысль, доставившая мне сперва какое-то горькое наслаждение, вдруг показалась невыносимо фальшивой. Дело было не только в ее банальности, но и в какой-то ее корпоративной подлости: все люди искусства так или иначе повторяли ее, выделяя себя в какую-то особую экзистенциальную касту, а почему? Разве судьбы пулеметчицы или, например, санитара имели другой исход? Или в них было меньше мучительного абсурда? Да и разве связана неизмеримая трагедия существования с тем, чем именно человеку приходится заниматься в жизни?
…человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.
Практически, Петька, я тебе скажу, что, если ты боишься, нам обоим скоро хана. Потому что страх всегда притягивает именно то, чего ты боишься. А если ты ничего не боишься, ты становишься невидим. Лучшая маскировка — это безразличие. Если ты по-настоящему безразличен, никто из тех, кто может причинить тебе зло, про тебя просто не вспомнит и не подумает.
- Красота? — переспросил он задумчиво. — А что такое красота?
— Ну как, — сказал я. — Красота — это совершеннейшая объективация воли на высшей ступени её познаваемости.
…все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть. Разве можно, уставясь на него внутренним взором, сказать: вот оно, было, есть и будет? Разве можно как-то обладать им, разве можно сказать, что оно вообще принадлежит кому-то?
Настоящее искусство тем-то и отличается от подделок, что умеет найти путь к самому загрубевшему сердцу и способно на секунду поднять в небеса, в мир полной и ничем не стесненной свободы безнадежнейшую из жертв всемирного инфернального транса.
— Значит ли это, что этот момент, эта граница между прошлым и будущим, и есть дверь в вечность?
— Этот момент, Петька, и есть вечность. А никакая не дверь. Поэтому как можно говорить, что он когда-то происходит?
Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума. И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике. При этом в замкнутом объеме вашего «я» высвобождается чудовищное количество психической энергии. Это как маленький атомный взрыв. Но все дело в том, в какой канал эта энергия устремляется после взрыва.
В жизни человека, страны, культуры и так далее постоянно происходят метаморфозы. Иногда они растянуты во времени и незаметны, иногда принимают очень резкие формы – как сейчас. И вот именно отношение к этим метаморфозам определяет глубинную разницу между культурами.
Весь этот мир — это анекдот, который Господь Бог рассказал самому себе.
@темы:
социон